Отчёт о проделанной работе
за полугодие в начальных классах
учителя русского языка и литературы
Сапаровой Бакыт Тулегеновны
Кудукагашской средней школы
им. Рамазана Елебаева
Я, Сапарова
Бакыт Тулегеновна, учитель русского языка и литературы с высшим образованием и
со стажем работы 10 лет. В 2012 году окончила Кокчетавский государственный
университет им. Ш. Уалиханова. В этой школе работаю 3 года с 2014года. Задача любого
педагога – пробудить интерес к учебной
деятельности, добиться
проявления учащимися активности
в изучении программного
материала. Как показывает опыт,
нетрадиционный урок активизирует
деятельность учащихся, повышает
эффективность обучения,
предполагает творческий подход
к решению любой
проблемы, возникающей на
уроке.
Для меня такой проблемой является
развитие речи учащихся.
Почему я выбрала эту
проблему? Мы все знаем, что наши учащиеся
в определенной мере
уже владеют русским
языком, они умеют
читать, понимают русскую
речь, могут говорить
и писать на
русском языке. Но мы
знаем и то,
с каким трудом
многие из них
читают, как плохо они
понимают прочитанное. Они не
умеют слушать, выделять
в тексте главного.
Знаем, как слаба
их собственная устная
и письменная речь.
Поэтому своей задачей я вижу
повышение уровня речевого
развития учащихся,
усовершенствование речевых умений
и навыков во
всех четырех видах
речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо). Уделяя
внимание развитию устной
речи, нужно подготавливать учащихся к
овладению письменной речью. Считаю, что одной из главных целей на каждом
уроке должно являться
обеспечение практической направленности обучения,
поэтому весь изучаемый
материал должен находить
выход в речевую
практику учащихся. Каждый день мне приходится открывать в себе что-то
новое, неизвестное, своим примером заставляя детей двигаться вперед, совершать
прорывы и открытия.
В 2017-2018 году мне представилось вести уроки русского языка в 3, 4, классах. Заранее были составлены долгосрочное,
краткосрочное, календарное, поурочное планирование учебных планов на год с
внедрением новых технологий образования. Русский язык в школах с нерусским
языком обучения в 3-4 классах, изучается по 2 часа в неделю, общее количество
часов в году составляет 68ч.
Русский язык в 3-4 классах я веду по учебнику Б. Х. Исмагулова и Ф. Т. Саметова
«Русский язык» Алматыкітап
баспасы 2015.
В октябре было
проведена неделю языка, в котором ученики
3, 4 классы приняли участие. Они выразительно читали стихотворения на
русском, казахском и английском языке. Принимали участия и в других заданиях.В первый день прошло открытие недели русского языка и
литературы «Русский язык – великое наследие». Целью недели было: расширить
кругозор учащихся по русскому языку и литературе; проверить знания по русскому
языку и литературы; развивать творческие способности учащихся, память,
мышление, речь и внимание; воспитывать познавательный интерес к русскому языку,
чувство коллективизма и взаимовыручку. На линейке наш руководитель познакомил с
планом работы на неделю. Здесь же я провела викторину с загадками, ребусами и
кроссвордами. Самые активные были награждены грамотами.
В
середине сентября я проверила технику чтения в 3-4 классах. Среди учеников 3
класса:
Мухаматова
Жанеля прочитала 40 слов, а Алим Ансар
и Мубарак
Азамат
по 30 слов. Сейчас Жанеля читает по 55 слов, а Ансар и Азамат по 40 слов.
А
среди учеников 4 класса:
Абушахманова
Аяжан прочитала 60 слов, Суиндук Гульнур
50 слов, Рамазан Сагындык 48 слов, а Абушахман Бегасыл 49 слов. В данное время
они читают Аяжан по 70-80 слов, Гульнур по 70 слов, Бегасыл и Сагындык по 50-60
слов.
На
своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения, С помощью
элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и
умения, направленные на развитие орфографических навыков, снимаю усталость и
напряжение. Всё это делает уроки интересными и эмоциональными.
Цель
моей работы:
научить
детей осмысленно читать, говорить и писать
обогатить
речь учащихся, развивать их понимание и интерес к речи вообще
развивать
память. На уроках
русского языка целесообразно использую следующие упражнения.
«Кто больше запомнит».
На каждом уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель
произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например,
из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают
то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает
паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга
подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо
начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.
«Запомни и запиши предложение». Читаю
предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети
читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.
Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза
запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы
(коллективно).Закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво яркими
буквами «пишут» каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают
трудные слова по слогам. Если учащиеся не уверены
в написании какого-то слова, открывают глаза, рассматривают его
еще раз и снова проделывают с ним ту же работу.
Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при
этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается
и задание проверяется.Данные упражнения не только укрепляют память,
но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость
письма. В ходе урока даю возможность ученикам побыть «учителем».
Ребята — «учителя» самостоятельно проверяют выполнение задания и даже
ставят отметки. Это позволяет контролировать ребят, помогает каждому ученику
почувствовать свою значимость. На уроках приучаю детей отвечать на вопрос четко,
высказывать собственное отношения, уметь грамотно составить вопрос к
прочитанному, учу их слушать, думать, дополнять ответ.Очень нравится детям на
уроках русского языка упражнение «Запомни и запиши предложение». Оно
применяется для развития всех видов памяти, а также повышает орфографическую
зоркость. Конечно же, дети не стали писать сразу без ошибок, но их количество,
хоть и не намного, но убавилось.
В первой четверти у
меня 2 отличницы: Мухаматова Жанеля ученица 3 класса и Абушахманова Аяжан
ученица 4 класса. 2 ударника: Рамазан Сагындык ученик 4 класса и Суиндук
Гульнур ученица 4 класса.
И я убеждаюсь с каждым
днем: от учителя зависит очень многое. Как, с каким мироощущением пойдет
ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд продолжается в моих
учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются, становятся
образованнее, грамотнее.
Учитель русского языка и литературы: Сапарова Б. Т.